01.09.2021
Я, Салаватова Ольга Александровна, педагог-психолог
МБОУ «Ивановская средняя школа».
Всем родителям известно, что делает для детей педиатр,
логопед, воспитатель. А вот чем должен заниматься педагог-психолог знают с
трудом. Попробуем ответить на этот вопрос.
Педагога - психолога не стоит путать ни с психиатром,
ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская
специальность. Педагог - психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он
занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими
детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит
от возраста.
Это специалист, который помогает взрослым понять, что
происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием
ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной
ситуации и структуре семьи.
В процессе общения психолог помогает родителю
(педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти
решение.
Деятельность педагога - психолога ОУ направлена
непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и
другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые
участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные
рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию
педагога - психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с
ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду,
врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых
проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты
станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм
педагогов - психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация
по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в
устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ОУ родители (законные представители)
подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. В этом
случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к
педагогу - психологу, оформив новый документ на психологическое
сопровождение.
28.03.2022
Школьный психолог является своеобразным связующим звеном между
педагогами, родителями и детьми. Психолог помогает ребенку приобрести и усвоить
социальный опыт через осознание своего поведения и построение собственной
позиции – это помогает ребенку вырабатывать осознанное восприятие мира.
Главной позицией психолога является создание условий жизненных систем и
выбор этих систем для детей. При совместной работе психолога и педагогов у
ребенка формируются условия для создания личностной позиции: осознание собственного
«я», уверенность в себе и умение формировать собственное мнение. Школьный
психолог выступает в роли организационного звена между детьми и педагогами, так
как это необходимо для защиты интересов и выявления возможностей школьников.
Взаимодействие психолога и администрации, а также педагогического коллектива
приводит к созданию условий для охраны здоровья и развития личности
обучающихся, их родителей, работников и других участников образовательного
процесса.
Основные направления работы школьного психолога:
·
психолого–педагогическая диагностика;
·
профориентация;
·
коррекционно–развивающая работа (индивидуальная и
групповая);
·
психолого–педагогическое консультирование учащихся,
учителей и родителей;
·
психологическая профилактика и просвещение;
·
методическая работа.
В каких случаях следует обратиться за помощью к психологу?
1. Трудности в учёбе
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому
может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или
недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё
это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и
каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как
необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
2. Взаимоотношения в классе
Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в
любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым
сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей
и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С
помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для
построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
3. Взаимоотношения с родителями
Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими
самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие
взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и
родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно
трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с
родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители
понимали и принимали вас.
4. Выбор жизненного пути
Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о
будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы
не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к
психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои
ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере
(сферах) жизни вы хотите реализоваться.
5. Самоуправление и саморазвитие
Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами
массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых
разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки
лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие
способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться
управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог -
человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и
умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.
Зачем нужен психолог и кто он такой?
За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много
«мифов» о самих психологах и их клиентах. Попытаемся развеять эти мифы и
по-новому взглянуть на содержание работы психолога.
Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами».
Психолог и психиатр - одно и то же».
Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических
заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения.
Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях
затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, отношения в коллективе,
отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути,
конфликтные ситуации и многое другое). ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА,
НЕ ЛЕЧИТ.
Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые
люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то
изменить, разрешить проблему. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это
человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все
случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет
и поможет, а решение всегда останется за Вами.
Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об
этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к
психологу. Это относится и к результатам психологического тестирования, которое
проводится в школе. О Ваших конкретных результатах знает только психолог.
Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так:
70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и
т. д.).
Этические принципы деятельности психолога:
1.
Безусловное уважение к личности клиента.
2.
Честность, искренность.
3.
Конфиденциальность информации за исключением случаев,
когда ее сокрытие может навредить клиенту.
4.
Защита прав клиента.
5.
Психопрофилактическое изложение результатов.
6.
Психолог обязан сообщать цель психодиагностики и
называть лиц, кому будут доступны результаты диагностики.
7.
Психолог обязан принять отказ клиента от
психологической работы с ним.
8.
Психолог обязан препятствовать использованию
психологических методик некомпетентными лицами.
9.
Психолог не должен давать таких обещаний клиентам,
которые он не в состоянии выполнить.
10.
Психолог не должен давать советы, конкретные указания.
Главное – расширить восприятие ситуации клиентом и вселить в него уверенность в
своих силах.
11.
Психолог несет ответственность за использование
определенных психологических методов и методик и дачу рекомендаций. За выбор
действий и результат ответственность несет клиент (если клиент – ребенок, то
родитель).
12.
Профессиональная независимость психолога. Его
окончательное решение не может быть отменено администрацией. Отменить решение
психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из
высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными
полномочиями.
Антистрессовые правила
§ Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы
сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро
уменьшает неприятности дня.
§ Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.
§ Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте
наперед и все будете успевать сегодня.
§ Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все
вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими.
Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда
этого стоит.
§ Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется
десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить
ваше раздражение.
§ Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожатся.
Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения
и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
§ Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь
день, скрючившись, в одном и том же положении.
§ Высыпайтесь.
§ Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы
вы всегда могли найти то, что ищете.
§ Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат
быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие
недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте
несколько глубоких вдохов и выдохов.
§ Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете
выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая
прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы
нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.
§ Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно
лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни
наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более
общественный образ жизни.
§ Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в
котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова
других людей, если нет доказательства обратного. Верьте тому, что большинство
людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. Ну и, конечно же,
обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.
Если вы боитесь сказать о серьезной проблеме, то можно позвонить!