Положение о рабочей программе учебного предмета(курса,дисциплины).pdf

МУНИЦИIIАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБIIIЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ (ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА>
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

296575, ул. Комсомольская, 5А, с.Ивановка,
Сакский район, Республика Крым

е-

mail

тел./ факс (06563) 9-41-42
: t апу а. iv апоvs kay(@mail. ru

Код оГРН 1l59l02005765

#j.iЦii,;,

принято

Протокол заседания педагогического
совета
от
,Йlцоrrча,2оl
..Nъ 9

"t,l

школы
. Nч_|55
еренко

j

0

Локальный акт Ns

15

положение
о рабочеЙ

программе

учебного

предмета

(курсilэ дисциплины)

2015 г.

fIоложение о рабочей программе учебного предмета
(курса, дисциплины)
1.

оБщиЕ положЕния

1.1. Положение кО рабочей программе учебного предмета (курса, дисциплины)>
(далее Положение) определяет цели, задачи, обrцие llринципы, порядок написания,
технологиЮ разработки, согласования и утверждения рабочеЙ программы (далее
Программа) учебных курсов, предметов, дисциплин, обязанности и ответственность
педагогических работников.
1.2. Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин школы является
нормативно-управленческим документом школы, характеризующим систему организации

образовательной деятельности.
1.З. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29. |2,20]j г.
J\ь273_ФЗ (об образовании
Российской Федерации> (п.7 ст. З2), требованиями

в

ФедеральногО ГосуларсТвенногО образовательногО стандарта начального общего
образования (далее Фгос ноо) и Федерального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования (далее Фк гос), Уставом

образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реirлизации
рабочих
программ педагогов, Методическими рекомендациями по разработке рабочих программ
учебных курсов, предметов, дисциплин образовательных организаций.

I.4. Положение является локальным нормативным актом,

регламентирующим
деятельность учителей школы по составлению рабочих программ, входит в перечень
локальных актов школы.

1.5. Проект Положения разрабатывается творческой группой учителей

под

руководствоМ заместителя директора по учебно-воспитательной работе (далее
заместитель по УВР).
1.6. ПРОект Положения проходит экспертизу на уровне школы - методическим
советом, педагогическим Советом.
1.7. Положение принимается педагогическим Советом, утверждается директором
школы, вводится в действие приказом по школе,
1.8. Положение вступает в силу с момента утверждения директором школы.
1.9. .ЩеЙстВие настоящего Положения распространяется на учителей, руководителей
ШМО, заместителя по УВР и обязательно к исполнению.
2.

цЕли, зАдАчи

2.|, Щель Программы создание условий для планирования, организации

и
управления образовательным процессом по определенному учебному предмету.
I]елью разработки Программы является сохранение единого образовательного
Пространства школы и trредоставление широких возможностей для реализации различных
технологий, подходов к построению учебного предмета.
2,2.Задачи Программы:
1) ДаТЬ Представление о практической реализации компонентов федерального

государственного образовательного стандарта
предмета;

при изучении конкретного

учебного

2) конкретно определить содерrItание, объем, порядок изучения учебного предмета с
r{етом целей, задач И особенностей учебно-воспитательного процесса школы и
контингента обучающихся.

3. основныЕ опрЕдЕлЕншя, Функции
3.1. К учебным программам относятся: (примерная (типовая) учебная программа),
(zlBTopcKaJI программа> и крабочая программа учебного курса).
3.1.1. Примерная (типовая) учебная lrрограмма (далее - ПримернаJI программа) док)rмент, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты
содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материаJIа по конкретному
предчIету базисного учебного плана.
это документ, созданный на основе Федерального
З.|.2. Авторская программа
государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий
ilвторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины.
Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов, ,Щля Авторской
программы характерны оригинаJIьная концепция и построение содержания. Внедрению в
практику работы образовательных организаций Авторской программы предшествует ее
экспертиза и апробация.
3.1.З. Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциlrлин школы
нормативно-управленческий докр4ент школы, характеризующий систему организации
образовательной деятельности.
З.2. Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная
программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих
мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера и не может быть
исrrользована в качестве рабочей программы, поскольку не содержит расlrределение
учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ
уrебньж курсов и дисциплин, что входит в компетенцию школы.
3.З. Функчии Программы:
1) нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном
объеме;
2) целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она
введена в ту или ин},ю образовательную область;
3) определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;
4) прочессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обУчения;
5) оценочная, то есть вьuIвляет уровни усвоения элементов содержания, ОбЪеКТЫ
контроля и критерии оценки уровня обученности школьников.

-

41рабоч""i#*.r""",:УllТft };fi :#У-ff*J:Жi}"YЖ;объем,порядок,
содержаЕие изучения и преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (далее

учебныЙ предмет), основываЮщийсЯ на федеральном государственном образовательном
стандарте, примерной программе по учебному lrредмету.
Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательныЙ станДарТ С
учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национальнорегиональный уровень, учитывает возможности методического, информационного,
технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, отражает
специфику обучения в школе.
Рабочая программа * это учебная программа, разработанная педагогом на осноВе
Примерной программы и определенного класса (группы), имеющаJI изменения И
изучения тем, коJIичестве часов,
дополнения в содержании, последовательности
использовании организационных форм обучения и тому подобное.
К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание
деятельности школы в рамках реализации образовательной программы, относятся:

учебным предметам, программы элективных курсов, программы
курсов,
дополнительных о браз овательных курсов.
фокультативных
у.пrтель составляет Программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных
шрогрzlмм, авторских рабочих учебньж программ. При этом Программа может отличаться
от вышенilзванных программ не более чем на 20 % - учитель может определять новый
шорялок изучения материалц изменять количество часов, вносить изменения в содержание
шучаемой темы, дополнять требования к уровню Irодготовки обучающихся.
Рабочая программа позволяет спланировать применение всех необходимых для
пIrоведения уроков материалов, дает представпение о том, как в практической деятельности
педiлгогов реализуется ФГОС при изучении конкретных предметов с учетом особенности
образовательной политики и статуса школы, образовательных потребностей и запросов
обу_чшощихся, особенностях контингента обучающихся, авторского замысла педагога и
ппхшрамIt{ы по

шугое.
4.2. Программа составляется учителем-предметником по оlrределенному учебному

пред\,{ету на учебную четверть, полугодие, учебный год или ступень обучения Еа осIIовании

ФГОС и примерной программы по предмету.
4.З. Проектирование содержания образования

на уровне

отдельного учебного

предмета осуществляется индивидуыIьно каждым педагогом в соответствии с уровнем его
профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной
области).
4.4. Программа разрабатывается учителем. .Щопускается разработка Программы
коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Программа

на уровне школы: методическим объединением учителейпредметников и заместителем по УВР.
4.5. Количество часов, отводимых на освоение Программы, должно соответствовать
проходит экспертизу
Базисному

учебному

плану

общеобразовательньIх

учреждений

Российской

Федерации?

уtвержденному приказом Минобразования РФ Ns 1312 от 09.0З.2004.
4.6. Программа по своей структуре и содеря(анию представляет собой методику
собственной реализации с учетом:
. требований ФелеральЕых государственных образовательных стандартов;
о обязательного минимума содержания учебных программ;
о требований к уровню rrодготовки выпускников;
. объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом
образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов,
дисциппин (модулей);
о познавательных интересов обучающихся;
о выбора педагогом необходимого комплекта
учебно-методического
обеспечения.
4.7. Программа составляется на основе:
1) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
2) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и
tlвторских шрограмм к линиям учебников, входящих в федеральный rrеречень учебнометодического комплекта (датlее - УМК), рекомендованных Министерством образования и
науки РФ к использованию в образовательном lrроцессе;
3) примерных программ по отдельным 1^rебным lrредметам общего образования и
материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии
соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном
перечне).
4.8. Не допускается:

1) сокращение часов, определённых примерными программами на те или иные виды

уrебной деятельности;

]) при разработке календарно-тематического планирования ориентация на учебник

без 1чёта содержания примерных программ.
5.

СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

5.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета как

ше-лостной системы, отражаюLцей внутреннюю логику организации учебно-методического

чатериzша.

Обязательный перечень компонентов Программы:
о титульный лист (Приложение 1);
о пояснительная записка (Приложение 2);
о название, автор и год издания предметной программы;
о цели и задачи программы;
о изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую
учебную
программу и их обоснование;
. н€Lзвание учебно-методического комплекта;
о требования к уровню подготовки обучающихся;
. количество учебных часов, на которое рассчитана Программа;
о контроль уровня обученности обучающихся;
о формы организации учебного процессаиих сочетание,
о материально-техническое оснащение;
о учебно-тематический план (Приложение 3);
о календ&рно-тематическое планирование (Приложение 4),
5.2. Характеристика основных компонентов Программы.
5.1. Титульный лист содер}Iйт:
. наименование школы (полное наименование оу в соответствии с Уставом
школы),
. гриф рассмотрения Программы на заседании Мо (протокол N9_, дата, подпись
руководителя МО и согласования заместителем директора по УВР; утверждения
программы (с указанием даты и номера приказа директора школы);
. нu[звание учебного курса, предмета, дисциплины,
. класс, которым изучается учебный курс,
о указание уровня (базовый, профильный, углубленный)
о Ф.И.о. педагога, разработавшего и реаJIизуюIцего учебный курс, предмет,
дисциплину;
о указание срока реализации программы;
. указания количества часов (всего), в неделю;
о название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной,
авторской), на основе которой разработана Программа, учебники (учебник).
о наименование населенного пункта, где находится школа, год составления
программы.
5.2. В тексте пояснительной записки к Программе указывается:
. название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной,
авторской), на основе которой разработана Программа;
. цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы
знаний, умений;

. изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую

программу и их обоснование,
о

учебную

название учебно-методического комплекта (базовый учебник, учебные

пособия для обучаюшихся, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас,
контурная карта ц др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом

!1инобрнауки

РФ),

используемого

для достижения поставленной цели

в

соответствии с образовательной программой школы, дополнительнаrI литература
.1ля учителя и обучающихся, методическая литература для учителя, перечень
Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников;
. требования к уровню подготовки обучаюпдихся - раздел пояснительной
записки, определяюший основные знания, умения в навыки, которыми должны
овладеть обучаюrциеся в процессе изучения данного раздела, может быть
представлен в виде таблицы;
о количество учебных часов, на которое рассчитана Программа, в том числе
количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ,
экскурсий, проектов исследований;
. контроль уровня обученности - раздел пояснительной запискиl содержаrций
средства контроля, которые должны отличаться достаточной вариативностью,
разнообразными формами проверки (самостоятельные и контрольные работы,
тесты, задания, зачёты, тесты по материалам аттестации);
о формы организации учебного процесса и их сочетание;
. информация о необходимых для реализации данного курса методических и
учебных пособиях, дидактическом материале, оборудование и приборы, перечень
обучаюrцих, справочно-информачионных, контролирующих
прочих
компьютерных программ, материально-техническое оснащение образовательного
процесса по каждому разделу рабочей программы.
Пояснительная записка должна быть лаконичной.
5.3, Учебно-тематический план (календарно-тематический план) является
приложением к рабочей программе, отражает последовательность изучения раздепов и тем
программы, показывает распределение учебньж часов по разделам и темам, определяет
проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени,
предусмотренного максимаJIьной учебной нагрузкой, разрабатывается учителем на каждый
год в соответствие о рабочей программой. Календарно-тематический план оформJIяется в
виде таблицы.
Календарно-тематическое планирование носит рекомендательный характер, учитель
в праве вносить дополнение или вести технологические карты (совмеlцая календарнотематическое и поурочное планирование материала). Календарно-тематическое
планирование может быть сшитым с рабочей программой, а также как отдельным
приложением.
Титульный лист календарно-тематического планирования содержит:
- наименование школы (полное наименование ОУ в соответствии с Уставом школы);
- гриф рассмотрения Программы на заседании МО (протокол N_, дата, подпись
руководителя МО и согласования заместителем директора по УВР; утверждения
программы (с указанием даты и номера приказа директора школы);
- название учебного курса, предмета, дисциплины;
- класс, которым изучается учебный курс,
- указание уровня (базовый, профильный, углубленный)
- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реаrIизуюшего учебный курс, предмет, дисциплину;
- указание срока реализации программы, учебный год;
- название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской),
на основе которой разработана Программа, учебники (учебник).
- наименование населенного пункта, где находится школа, год составления программы.
Календарно-тематическое планирование отражает: последовательность изучения
разделов и тем программы; показывает распределение учебных часов по разделам с
\казанием планируемых результатов обучения или УУ.Щ, формируемых у школьников,
можно указать страницы учебника, номера заданий, упражнений и другую необходимую
информаuию; темы каждого урока, даты прохождения темы. Щопускается: печатание дат, а

и

6

как на учебный год, так и на
тilоке написание дат ручкой (латы можно проставлять
колонки
в
попонки (даты проведения урока) возможна запись две

Вместо оопои
В течение учебного года возможна корректировка с
1nraH, факт) с конкретными датами.
корректировки, объединение уроков
обязательным составJIением справки о причинах
и т,п,
часов, отведенЕых на данную тему, смещение дат
iфо.ур"оИ скобкой), увеличение
весь срок обучения - на учебный год, а
Составляется каJIенДарно-тематическиЙ план на
IIолугодие,
Tirl(жe допускается составление на четверть,

II11-тугодие).

6.сРокИИПоРяДокРАССМоТРЕнИЯИУТВЕРЖДЕнияПРоГРдММ
Программы
Срок

школы.
6.1. Программа утверждается приказом дирек]ор_а
25,05,
по
01,09,
с
год
устанавливается на один учебный
Увр ежегодно по завершении учебного года определяет
по
6.2. Заместитель д"рпrорu
год,
согласования и утверждения программ на спедующий уrебный
сроки
действия

-

рассмотрения,
в,з, ПорядоК рассмотрения и утверждения Программы:

i)рассмотр.'"""об"У*д.ниеПрограММынаЗасеДанИишкоЛЬноГоМеТоДическоГо

примерной программы, Решение
объединения учителей на I1редмет ее соответствия
протоколе заседания, а на программе на
методического объединения учителей отражается в
согласования Программы учитель
титульном листе ставится гриф рассмотрено. После
представляет заместителю директора по Увр на согласование,
на соответствие
2) экспертиза заместителя по Увр: IIроверяет Программы стандарта,
даты
,ребо"а"и"м Федерального государственного образовательногопроцент внесенных
одной неделе,
*ъ"rроп"rпьтх работ и их количество в классе на
планировании, оформление
изменений примерной программы в календарно-тематI4ческом
записки, на соответствие данному
титульного листа, наJIичие разделов пояснительной
представляет на утверждение
положению. Согласовывает программы учителей и
несоответствия требованиям, Программа возвращается

директору школы. В случае
r{ителю на доработку;

3) утверждение рабочей программы директором

NsJ.

школы (УТВЕРжддю, приказ от

-.-.

нормативным
После утверждения директором школы Программа становится

локшIьным документом, реализуемым в школе,

Положением,
6.4. При несоответствии Программы, установленным данным доработки с
о необходимости
требованиям, директор школы накладывает резолюци}о
срока исполнения,
указанием конкретного
педагогом в Программу в течение учебного
6.5. Все изменения, дополнения, вносимые
по УВР.
года, должны быть согJIасованы с заместителем директора
7.

хрАнЕниЕ прогрАммы

7.1.ПрограММаПреДосТаВЛяеТсяЗаМесТитеЛюПоУВРвпечаТноМэкзеМпЛяроМи

электронном варианте.
варианте находится
7.2. Экземпляр рабочей программы в печатном
работы
заместителя по
7.3. Электронный вариант программы Еаходится у
на сайте школы.
8.

Увр

у учителя для
и размещается

прАвА

программу, которая
8.1. Учитель имеет право разрабатывать авторскую рабочую
кафелре КРИППО,
проходит внешнюю экспертизу "u rр"дr"тной
rrредлагаемого каJIендарно8.2. Учитель имеет право вносить изменения в форму

тематического плана.
в период учебного года после
8.З. Учитель имеет право корректировать Программу
GогJIасования с заместитеJlем по увр.

9. ОБЯЗАННОСТИ
9.1. Учитель:

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Программу по своему предмету в соответствии с данным
Положением;
о корректирует Программу, вносит изменения, дополнения;
о по завершении учебного года, в
установленные сроки, предоставляет годовой
отчет об исполнении Программы заместителю директора по Увр и проходит
процедуру согласования и утверждения Программы Еа следуюrций
учебньiй год;
о предоставляет Программу в
установленные сроки на рассмотрение и
согласование руководителю школьного методического объединения, на
согласоваНие и утвеРждение заместитеЛю директора по УВР;
, устраняет замечания, выявленные руководителем школьного методического
объединения, заместителем директора по Увр, директором школы, в
установленные
сроки;
о предоставляет заместителю по УВР отчет о прохождении Программы
и
выполнении программного материала по окончанию каждой учебной четверти.
9.2. Руководитель школьного методического объединения (далее ШМО):
, проводит заседание по рассмотрению и согласованию программ
учителей;
. проверяет Программу на соответствие примерной программы,
. устанавливает учителю сроки устранения замечаний по программе.
9.3. Заместитель директора по УВР:
о устанавливает сроки проведения процедуры согласования и
утверждения
программ по завершению учебного года;
, проверяет программы на соответствие требованиям Федерапьного
государстВенногО образовательного стандарта, даты контрольных
работ и их
количество в классе на одной неделе, процент внесенных изменений примерной
программы в календарно-тематическом планировании, оформление титульного
листа, наличие разделов пояснительной записки, на соответствие данному
Положению;
о устанавливает учителю сроки
устранения замечаний по программе;
. представляет программы на утверждение директору школы.
о разрабатывает

10.

отвЕтствЕнностъ

10.1. Учитель несет ответственность за:

о своевременную разработку Программу по своему предмету в соответствии с

данным Положением;
. корректировку Программы;
. предоставление по завершении учебного года, в установленные сроки годового
отчета об исполнении Программы заместителю директора по УВР;
о

своевременное прохождение процедуры согласования

Программы на следующий учебный год;
. СВОеВременное предоставление Программы

рассмотрение

и

утверждения

в установленные сроки на
и согласование руководителю школьного методического

объединения, на согласование и утверждение заместителю директора по УВР;
. устранение замечаний, выявленных руководителем школьного методического
объединения, заместителем директора по Увр, директором школы, в установленные
сроки.
10.2. Руководитель школьного методического объединения несет ответственность за:

. своевременное проведение заседания по рассмотрению и

согласованию
программ учителей;
. качественную проверку Программы на соответствие примерной программы.
8

.

10.3. Заместитель директора по

УВР несет ответственность

за:

Установление сроков проведенияпроцедуры согласованияи утверждения программ
по завершению учебного года;
О -КачеСТВенную проверку программы на соответствие требованиям Федерального
ГОСУДаРСТВенноГо образовательного стандарта, даты контрольньrх работ и их
количество в классе на одной неделе, процент внесенных изменений примерной
программы в каJIендарно-тематическом планировании, оформление титульного
ЛИСТа, Наличие разделов пояснительной записки, на соответствие данному
Положению;
о Сво€временное шредставление прогрilммы на утверждение директору школы.
10.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнении требований, обязанностей
установленных в данном Положении, учителя, руководители школьньIх методических
объединений, заместитель директора по Увр несут ответственность в соответствии с
Уставом и трудовым кодексом РФ.

зАключитЕльныЕ положЕния

1

силу.

1 1.
1.1. Положение принимается на Ееопределенный срок.

11.2. После принятия новой редакции Полохtения, предыдущая редакция
утрачивает
1

1.3. Положение вступает в силу с даты его утверждения директором школы.

11.4. Копии данного Положения должны быть

в

паrrке руководителей

МО

ОСУЩеСТВления деятельности и размещены на сайте школы для всеобщего обозрения.

для

11.5. Заместитель по Увр знакомит учителей школы и руководителей Шмо с
положением, осуществляет контроль исполнения данного Положения учителями школы и
РУКОВОДИТеЛЯМИ ШМО и проводит необходимые мероприятия по решению возникающих
проблем.
1 1.6. Положение имеет 4 приложения:
Приложение

1

-

<Титульный лист>

Приложение 2 * <Пояснительная записка)
Приложение 3

-

кКалендарно-тематический план)

Приложение 4 * кКалендарно-тематическое

планирование)

Прuлоuсенuе

1

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
протокол М _
заседания МО

от((

D

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБоУ <<Ивановская СШ>
Михалева И.Ю.

Фио

20

г.

УТВЕРЖДАЮ
Щиректор МБОУ

<Ивановская СШ>
Кучеренко Т,[.
приказ Jtlb

от(

>>

20

г.

РАБОIIАЯ ПРОГРАММА

цреДiет
дIя

на 20

-

классов

20_учебный год.

Уштеlь:

Ивановкц 20
10

{*;

Пршtосюенuе 2

пояснительная записка
Учебпо-методпческий комплект.
Учебцпrсп:

шособия для
Название, класс

Название, класс

Год издательства

Год издательства

название. класс

IЁшfo

пособия (диски
fIазвадие. класс

Праажше

3

Пршwreнче 4

11


Наверх

13 сентября завтрак

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
274-объединены.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».