Литературное чтение 1-4

Литературное чтение 1-4 классы
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
общего образования, программы Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
• Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс. М.:
Просвещение
• Климанова Л. Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 1 класс. М.:
Просвещение
• Климанова Л. Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 2 класс. М.:
Просвещение
• Климанова Л. Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 3 класс. М.:
Просвещение
• Климанова Л. Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 класс. М.:
Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
• 1 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год.
• 2 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
• 3 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.
• 4 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год.
ЦЕЛИ:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к
чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
ЗАДАЧИ:
• развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное
мышление;
• развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений, воспитывать художественный вкус;
• формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ
произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями
литературных произведений;
• обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире
и природе;
• формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению
художественной литературы;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
самостоятельному литературному творчеству;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
• обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов, в том числе научно — познавательным.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы
определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального
российского общества;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
• овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• использование знаково-символических средств предсталения информации о книгах;
• активное
использование
речевых
средств
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
• использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
• овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
• осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов
с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
• умение
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу,
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
• умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение
написать отзыв на прочитанное произведение);
• развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст
на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций,
личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ
1. класс
Подготовительный, Букварный период, После букварный период, Литературное чтение
2 класс
• Самое великое чудо на свете.
• Устное народное творчество
• Люблю природу русскую. Осень
• Русские писатели
• О братьях наших меньших
• Из детских журналов
• Люблю природу русскую. Зима
• Писатели— детям
• Я и мои друзья
• Люблю природу русскую.
• Весна И в шутку, и всерьез

Литература зарубежных стран
Резервные уроки
3 класс
• Вводный урок по курсу литературного чтения
• Самое великое чудо на свете
• Устное народное творчество
• Поэтическая тетрадь
• Великие русские писатели
• Поэтическая тетрадь .
• Литературные сказки
• Были-небылицы .
• Поэтическая тетрадь
• Люби живое
• Поэтическая тетрадь
• Собирай по ягодке — наберёшь кузовом
• По страницам детских журналов
• Зарубежная литература
4 класс
• Летописи. Былины. Жития
• Чудесный мир классики
• Поэтическая тетрадь
• Литературные сказки
• Делу время – потехе час
• Страна детства
• Поэтическая тетрадь
• Природа и мы
• Поэтическая тетрадь
• Родина
• Страна Фантазия
• Зарубежная литература.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая
оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися
с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать
нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней
формируемых учебных действий и результатов обучения.
Предварительный (диагностический): проводят в начале учебного года, четверти, на
первых уроках нового раздела или темы учебного курса. Его функциональное назначение состоит
в том, чтобы изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала.
На основе данных диагностического контроля учитель планирует изучение нового
материала, предусматривает сопутствующее повторение, прорабатывает внутри- и межтемные
связи, актуализирует знания, которые ранее не были востребованы.
Текущий контроль по литературному чтению осуществляется в письменной и устной
форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью
которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по литературному чтению проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель –
обобщение и систематизация учебного материала всей темы.
Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель
предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения
последующих разделов учебного предмета.
•
•

Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на
установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания
на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера, зачет, контрольная работа.
Итоговый: призван констатировать наличие и оценить результаты обучения за достаточно
большой промежуток учебного времени – полугодие, год.
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН
обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя
сборники тестовых и текстовых заданий
Устно: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,
выразительное чтение художественного текста, различные виды пересказа (подробный, краткий,
выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием), ответы на вопросы,
раскрывающие знание и понимание текста произведения, заучивание наизусть стихотворных и
прозаических текстов, анализ и интерпретация произведения, составление планов и написание
отзывов о произведениях.
Письменно: создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев
(групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Создание небольшого
отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм,
спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного). Создание
оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа,
стихотворения).


Наверх

13 сентября завтрак

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
274-объединены.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».