Математика 1-4 классы Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы «Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».1—4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др. — 2-е изд. переработанное. — М.: Просвещение, 2016. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК): • 1 класс Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. М.: Просвещение • 2 класс Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 2 класс. М.: Просвещение • 3 класс Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 3 класс. М.: Просвещение • 4 класс Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика 4 класс. М.: Просвещение УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов): • 1 класс — 4 часа в неделю, 132 часа в год. • 2 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год. • 3 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год. • 4 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год ЦЕЛИ: • математическое развитие младших школьников; • формирование системы начальных математических знаний; • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. ЗАДАЧИ: • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; • развитие пространственного воображения; • развитие математической речи; • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; • формирование умения вести поиск информации и работать с ней; • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; • развитие познавательных способностей; • воспитание стремления к расширению математических знаний; • формирование критичности мышления; • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. • Целостное восприятие окружающего мира. • Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. • Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать своё мнение. • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач. • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). СОДЕРЖАНИЕ 1 класс • Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления – 8ч • Числа от 1 до 10. Нумерация — 28ч • Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание – 56ч • Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание – 21ч • Итоговое повторение -21 ч 2 класс • Числа от 1 до 100. Нумерация – 16ч. • Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 – 74ч. • Умножение и деление чисел от 1 до 100 – 25ч. • Табличное умножение и деление – 13ч. • Повторение – 8ч. 3 класс • Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 8 ч. • Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление – 56ч. • Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление — 28ч. • Числа от 1 до 1000. Нумерация – 12 ч. • Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание – 11 ч. • Числа от 1 до 1000. Умножение и деление – 14 ч. • Итоговое повторение – 7 ч. 4 класс • Раздел 1. «Числа от 1 до 1000. Повторение» — 12 ч. • Раздел 2. «Числа, которые больше 1000» • Нумерация – 11ч • Величины — 13 ч • Сложение и вычитание – 10ч. • Умножение и деление – 77 ч. • Итоговое повторение – 13 ч. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ • Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. • Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. • Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения. • Виды контроля: входной, текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый. • Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный (математический диктант, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа, контрольная работа). В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. • Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность решать учебно — познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. • В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. • Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. • Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. • Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение. • В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-практические и учебнопознавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.