Технология 1-4 классы Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК): • 1 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 1 класс. Учебник. М.: Просвещение • 2 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс. Учебник. М.: Просвещение • 3 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс. Учебник. М.: Просвещение • 4 класс Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс. Учебник. М.: Просвещение УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов): • 1 класс — 4 часа в неделю, 33ч. • 2 класс — 4 часа в неделю, 34 ч. • 3 класс — 4 часа в неделю, 34 ч. • 4 класс — 4 часа в неделю, 34 ч. ЦЕЛИ: • развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), • приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, • расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека. ЗАДАЧИ: • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности; • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления; • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку; • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; • ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития; • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных установок; • внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, самостоятельность, самоуважение, ответственность, • уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно преобраующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественноконструкторских задач. СОДЕРЖАНИЕ 1 класс • Природная мастерская — 11 ч. • Пластилиновая мастерская — 4 ч. • Бумажная мастерская -10 ч. • Как говорит искусство — 7 ч. • Текстильная мастерская — 1 ч. 2 класс • Художественная мастерская — 9 ч. • Чертёжная мастерская — 7 ч. • Конструкторская мастерская — 9 ч. • Рукодельная мастерская — 9 ч. 3 класс • Информационная мастерская — 3 ч. • Мастерская скульптора — 3 ч. • Мастерская рукодельницы — 10 ч. • Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов — 13 ч. • Мастерская кукольника -5 ч. 4 класс • Информационная мастерская — 4 ч. • Проект «Дружный класс» — 3ч. • Студия «Реклама» —3 ч. • Студия «Декор интерьера» — 5 ч. • Новогодняя студия — 3 ч. Студия «Мода» — 7 ч. Студия «Подарки» — 4 ч. Студия «Игрушки» — 5 ч. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ • Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы. Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практической работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты. • Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. • Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме. Требования к проверке успеваемости: Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса «Технология» носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок. • Текущая оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. • Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель дополнительно наблюдает динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). • Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: - полнота и правильность ответа, - соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, - аккуратность сборки деталей, - общая эстетика изделия — его композиционное и цветовое решение, - внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). • В заданиях проектного характера внимание обращается на: - умение принять поставленную задачу, - умение искать и отбирать необходимую информацию, - умение находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторскотехнологических проблем, - умение изготовлять изделие по заданным параметрам, - умение оформлять сообщение, - активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, - умение выполнять свою роль в группе, • • • умение вносить предложения для выполнения практической части задания, умение защищать проект. • Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение учебного года создает «Портфолио достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданиях, грамоты, благодарности. • Формами подведения итогов реализации программы являются также тематические выставки. В конце третьего года обучения оформляется и проводится итоговая выставка лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной проектной деятельности. Важно, чтобы совокупность работ третьеклассника демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. -