Музыка 1-4

Музыка 1- 4 классы
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
общего образования, авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С.
Шмагиной. Рабочие программы «Музыка»1-4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций/ составители Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская- М.:
«Просвещение», 2014 г. предметной линии учебников системы «Школа России».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
• Г.П. Сергеева / Под ред. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. Музыка 1 класс. М.: Просвещение
• Г.П. Сергеева / Под ред. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. Музыка 2 класс. М.: Просвещение
• Г.П. Сергеева / Под ред. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. Музыка 3 класс. М.: Просвещение
• Г.П. Сергеева / Под ред. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. Музыка 1 класс. М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
• 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год.
• 2 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
• 3 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
• 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
ЦЕЛЬ: предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ
духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как
важнейшему компоненту гармоничного развития личности, позитивных традиций в области
музыкально-эстетического образования школьников.
Задачи:
- прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- формировать основы художественного вкуса;
- учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь,
литературой и изобразительным искусством);
- формировать потребность в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности,
главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, при этом
в интересной форме (игры, беседы, концерты, экскурсии, сказки), знакомить с музыкальной
терминологией, тематическим музыкальным материалом. Пропевая, интонируя несложные
мелодии, знакомиться с музыкой известных композиторов, научиться слышать музыку,
запоминать и узнавать, определять ее настроение, характер. С помощью несложных вокальных
упражнений дети привыкают к правильному дыханию, четкой дикции, протяжному пению
гласных, чистому интонированию.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 1 классе.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у
обучающихся
предполагается
формирование
универсальных
учебных
действий
(познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать
предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе является формирование
следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,
учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме
(в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и
изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями
музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются
формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
• определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений,
представленных в учебнике для 1 класса;
• узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино,
скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
• проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать
пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко
и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
• воспринимать музыку различных жанров;
• эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных
видах музыкально творческой деятельности;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
• воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни,
настроения, чувства, характер и мысли человека;
• узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
• исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
• владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро медленно) динамики (громко - тихо);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании
различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса обучающиеся должны
знать:
- музыкальные жанры (марш, танец, песня);
- музыкальные инструменты (рояль, фортепиано, арфа);
- народные инструменты (гусли, гармонь, балалайка, бубен, ложки).
уметь:
- определять характер и настроение музыки;
- вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам.
Планируемые результаты освоения учебного предмета во 2 классе.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются
формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и
письменной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебника для 2 класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а
также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в
учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на
основе выявления сущностной связи.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении
музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются
формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
• определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений,
представленных в учебнике для 2 класса;
• понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы
и балета;
• узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов,
пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;
• узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
• продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных
инструментах, составах оркестров;
• продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки,
увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
• высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и
отстаивать собственную точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
• показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
• эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в
пении или пластике;
• продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов
искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса обучающиеся должны

знать:
- музыкальные термины (минор, мажор, хор, мелодия, марш, танец, песня, колядка);
- музыкальные инструменты (изученные в первом классе, а также орган и клавесин);
- композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского, М. Глинка).
уметь:
- определять характер и настроение музыки;
- передавать в пении характер песни;
- слышать паузы, ясно и четко произносить слова при исполнении.
Участвовать в музыкальных играх и импровизациях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 3 классе.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является
формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения
новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных.
Так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями
мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с
требованиями учебника для 3-го класса)
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественнотворческих задач;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах
учебника.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а
также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в
учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе
выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении
музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование
следующих умений.
Обучающийся научится:
• демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных
• инструментах, составах оркестров;
• проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки,
увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью

• выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства,
взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи
в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
• эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в
пении, игре или пластике;
• показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
• знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (П. Чайковский, В.
Моцарт, А. Бородин, Н. Римский- Корсаков, М. Глинка);
• уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
• знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и
деревянных инструментов;
• определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык
народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса обучающиеся должны знать:
- музыкальные термины (мелодия, кант, опера, сюита, балет);
- фамилии выдающихся русских и зарубежных композиторов;
- узнавать их по фотографиям (П. Чайковский, М. Глинка, Г. Свиридов, М. Мусоргский,
А. Бородин);
- музыкальные инструменты, входящие в группу струнных смычковых.
уметь:
- определять характер и основные интонации музыки – вопрос, радость, жалость;
- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трех);
- во время пения передавать характер песни, делать кульминации, правильно распределять
дыхание во фразе.
Участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 4 классе.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания
музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству
и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание,
интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство,
выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора
России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить
отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской
деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
знать/понимать:
•взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство,
кино, театр);
•музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
•ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата,
романс, прелюдия и т.д.);
•тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов
симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных
голосов;
•основные формы музыки и приемы музыкального развития;
•характерные особенности музыкального языка П. И. Чайковского, Мусоргского М.П., С.
Прокофьева, Г. Свиридова, В. А. Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф. Шопена;
уметь:
•выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной),
сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
•умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной
основе;
•определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
•эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке,
звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или
иным музыкальным сочинениям;
•понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное
звуковедение;
•петь более сложные ритмические рисунки, понимать дирижерские жесты;
•участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
•формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
•развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования
формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки.
Содержание учебной программы
1 класс
Музыка вокруг нас – 16 ч
Музыка и ты – 17 ч
2 класс
Россия – Родина моя. (3 ч)
День полный событий (6 ч)
О России петь – что стремиться в храм (7 ч)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 ч)
В музыкальном театре (6 ч)
В концертном зале (3 ч)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч)
3 класс
Россия – Родина моя (5 ч)
День, полный событий (4 ч)
О России петь – что стремиться в храм (4 ч)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
В музыкальном театре (6 ч)
В концертном зале (5 ч)
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 ч)
4 класс
Россия – Родина моя (4 ч)
День, полный событий (5 ч)
В музыкальном театре (5 ч)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 ч)
В концертном зале (6 ч)
О России петь – что стремиться в храм (4 ч)
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч)
Виды занятий на уроке.
Пение - хорошо знакомый вид музицирования. Задатками музыкальных способностей
обладает подавляющее большинство детей. Однако уровень музыкально - певческих данных у
детей весьма разнообразен. Поэтому главная задача учителя - развивать у детей вокальный
(тембровый) слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном
певческом материале: попевок, русских народных мелодий, либо мелодий, близких им по
интонационному строю. Вокально-хоровые навыки формируются постепенно. Певческие
возможности детей к пятому классу значительно возрастают.
В пении развивается
метроритмическое чувство детей. Осознание фразы, членение ее на отдельные ритмические
мотивы.
Слушания музыки - накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия
разнохарактерными интонациями, главным образом программной музыки: песенными,
танцевальными, маршевыми. Ставится задача - познакомить младших школьников с музыкой
крупных русских и зарубежных композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. РимскогоКорсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Г.В.
Свиридова, Р.К. Щедрина, И.С. Бах, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Дебюсси. Дети получают от
музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее "слышать". Средства
музыкальной выразительности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слушания
музыки. Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств музыкальной
выразительности
в
произведениях
разных
композиторов
и
стилей
музыки.
Движения под музыку чаще всего сопровождают процесс слушания музыки и помогают
лучше чувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения,
динамические оттенки, тембровые особенности. Они содействуют развитию эмоциональной
отзывчивости на музыку, так как включаясь своими движениями или аккомпанементом в ход
восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что помогает им глубже "войти в образ"
музыкального произведения.
Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный
слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности комбинировать, создавать свое
на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется
для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о
музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения,
ритмические
аккомпанементы,
ритмические
игры,
мелодизация
стихотворений.
Программа предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной
работы на основе их взаимосвязи, что осуществляется тематическим объединением учебного
материала и систематическим освоением навыков в разных видах музыкальной деятельности.


Наверх

13 сентября завтрак

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
274-объединены.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».