Музыка 1- 4 классы Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной. Рабочие программы «Музыка»1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ составители Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская- М.: «Просвещение», 2014 г. предметной линии учебников системы «Школа России». УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК): • Г.П. Сергеева / Под ред. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. Музыка 1 класс. М.: Просвещение • Г.П. Сергеева / Под ред. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. Музыка 2 класс. М.: Просвещение • Г.П. Сергеева / Под ред. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. Музыка 3 класс. М.: Просвещение • Г.П. Сергеева / Под ред. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. Музыка 1 класс. М.: Просвещение УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов): • 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год. • 2 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год. • 3 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год. • 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год. ЦЕЛЬ: предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности, позитивных традиций в области музыкально-эстетического образования школьников. Задачи: - прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства; - учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека; - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; - формировать основы художественного вкуса; - учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь, литературой и изобразительным искусством); - формировать потребность в общении с музыкой. Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, при этом в интересной форме (игры, беседы, концерты, экскурсии, сказки), знакомить с музыкальной терминологией, тематическим музыкальным материалом. Пропевая, интонируя несложные мелодии, знакомиться с музыкой известных композиторов, научиться слышать музыку, запоминать и узнавать, определять ее настроение, характер. С помощью несложных вокальных упражнений дети привыкают к правильному дыханию, четкой дикции, протяжному пению гласных, чистому интонированию. Планируемые результаты освоения учебного предмета в 1 классе. В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов. Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; - позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей. Регулятивные УУД: - умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса); - осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; - умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: - умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; - умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства; - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника. Коммуникативные УУД: - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач; - участие в музыкальной жизни класса (школы). Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений. Обучающийся научится: • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса; • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка); • проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест). • воспринимать музыку различных жанров; • эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.). Обучающийся получит возможность научиться: • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро медленно) динамики (громко - тихо); • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса обучающиеся должны знать: - музыкальные жанры (марш, танец, песня); - музыкальные инструменты (рояль, фортепиано, арфа); - народные инструменты (гусли, гармонь, балалайка, бубен, ложки). уметь: - определять характер и настроение музыки; - вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам. Планируемые результаты освоения учебного предмета во 2 классе. Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; - развитие этических чувств; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - позитивная самооценка музыкально-творческих способностей. Регулятивные УУД: - умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме; - осуществление элементов синтеза как составление целого из частей. Познавательные УУД: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса; - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; - осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи. Коммуникативные УУД: - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; - участие в музыкальной жизни класса (школы). Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений. Обучающийся научится: • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса; • понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета; • узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина; • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; Обучающийся получит возможность научиться: • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении или пластике; • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса обучающиеся должны знать: - музыкальные термины (минор, мажор, хор, мелодия, марш, танец, песня, колядка); - музыкальные инструменты (изученные в первом классе, а также орган и клавесин); - композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского, М. Глинка). уметь: - определять характер и настроение музыки; - передавать в пении характер песни; - слышать паузы, ясно и четко произносить слова при исполнении. Участвовать в музыкальных играх и импровизациях. Планируемые результаты освоения учебного предмета в 3 классе. Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей; - наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; - выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; - позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей. Регулятивные УУД: - умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса) - умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественнотворческих задач; - умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника. Познавательные УУД: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса; - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; -осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи; - осуществление элементов синтеза как составление целого. Коммуникативные УУД: - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач; - участие в музыкальной жизни класса (школы). Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений. Обучающийся научится: • демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных • инструментах, составах оркестров; • проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью • выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; • знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (П. Чайковский, В. Моцарт, А. Бородин, Н. Римский- Корсаков, М. Глинка); • уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки. Обучающийся получит возможность научиться: • знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов; • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса обучающиеся должны знать: - музыкальные термины (мелодия, кант, опера, сюита, балет); - фамилии выдающихся русских и зарубежных композиторов; - узнавать их по фотографиям (П. Чайковский, М. Глинка, Г. Свиридов, М. Мусоргский, А. Бородин); - музыкальные инструменты, входящие в группу струнных смычковых. уметь: - определять характер и основные интонации музыки – вопрос, радость, жалость; - узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трех); - во время пения передавать характер песни, делать кульминации, правильно распределять дыхание во фразе. Участвовать в музыкальных импровизациях и концертах. Планируемые результаты освоения учебного предмета в 4 классе. В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; – уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; – формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; – формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; – формирование общего представления о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; – умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: - воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; - ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; - соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; - общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; - исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); - определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса знать/понимать: •взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр); •музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ; •ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.); •тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов; •основные формы музыки и приемы музыкального развития; •характерные особенности музыкального языка П. И. Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В. А. Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф. Шопена; уметь: •выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран; •умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе; •определять основные формы музыки и приемы музыкального развития; •эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; •понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; •петь более сложные ритмические рисунки, понимать дирижерские жесты; •участвовать в музыкальных импровизациях и концертах. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: •формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье; •развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки. Содержание учебной программы 1 класс Музыка вокруг нас – 16 ч Музыка и ты – 17 ч 2 класс Россия – Родина моя. (3 ч) День полный событий (6 ч) О России петь – что стремиться в храм (7 ч) Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 ч) В музыкальном театре (6 ч) В концертном зале (3 ч) Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч) 3 класс Россия – Родина моя (5 ч) День, полный событий (4 ч) О России петь – что стремиться в храм (4 ч) Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) В музыкальном театре (6 ч) В концертном зале (5 ч) Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 ч) 4 класс Россия – Родина моя (4 ч) День, полный событий (5 ч) В музыкальном театре (5 ч) Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 ч) В концертном зале (6 ч) О России петь – что стремиться в храм (4 ч) Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч) Виды занятий на уроке. Пение - хорошо знакомый вид музицирования. Задатками музыкальных способностей обладает подавляющее большинство детей. Однако уровень музыкально - певческих данных у детей весьма разнообразен. Поэтому главная задача учителя - развивать у детей вокальный (тембровый) слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном певческом материале: попевок, русских народных мелодий, либо мелодий, близких им по интонационному строю. Вокально-хоровые навыки формируются постепенно. Певческие возможности детей к пятому классу значительно возрастают. В пении развивается метроритмическое чувство детей. Осознание фразы, членение ее на отдельные ритмические мотивы. Слушания музыки - накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия разнохарактерными интонациями, главным образом программной музыки: песенными, танцевальными, маршевыми. Ставится задача - познакомить младших школьников с музыкой крупных русских и зарубежных композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. РимскогоКорсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И.С. Бах, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Дебюсси. Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее "слышать". Средства музыкальной выразительности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слушания музыки. Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств музыкальной выразительности в произведениях разных композиторов и стилей музыки. Движения под музыку чаще всего сопровождают процесс слушания музыки и помогают лучше чувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки, тембровые особенности. Они содействуют развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, так как включаясь своими движениями или аккомпанементом в ход восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что помогает им глубже "войти в образ" музыкального произведения. Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности комбинировать, создавать свое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические игры, мелодизация стихотворений. Программа предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи, что осуществляется тематическим объединением учебного материала и систематическим освоением навыков в разных видах музыкальной деятельности.