Астрономия
Астрономия 11 класс
Программа составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, с учетом авторской программы
Чаругина В.М. издательства «Просвещение».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
Астрономия. 10–11 классы: учеб. для
общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.М. Чаругин. – М.:
Просвещение, 2018.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 11 класс – 1 час в неделю, 34 часа
Цели обучения:
– осознание принципиальной роли астрономии
в познании фундаментальных законов природы и формировании современной
естественнонаучной картины мира;
– приобретение знаний о физической
природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных
и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях,
определивших развитие науки и техники;
– овладение умениями объяснять
видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения
и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования
компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте
для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованием различных источников информации и современных информационных
технологий;
– использование приобретенных знаний
и умений для решения практических задач повседневной жизни;
– формирование научного
мировоззрения;
– формирование навыков использования
естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного
анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной
астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задачи обучения:
- знакомство с методами научного
познания природы; современной физической картиной мира, с основами
фундаментальных физических теорий: классической механики,
молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики,
специальной теории относительности, квантовой теории;
- приобретение учащимися знаний о механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений
наблюдать природные явления и проводить опыты, лабораторные работы и
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко
применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими
общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт,
проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий
научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения
бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней
(полной) школе являются:
- формирование умения управлять своей познавательной
деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной
образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры,
в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами
информационных технологий;
- формирование убежденности в возможности познания
законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы
поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной
деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе
обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты - формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения
программы предполагают:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать
гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них
наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать
изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и
заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины
их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими
приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента,
прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том
числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая
средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием
материалов, полученных из Интернета и других источников.