Биология 5-9 классы
Биология 5-9 классы
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования на
основе авторской программы Биология.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 5
класс – 1 час в неделю, 34 часа
- 6
класс – 1 час в неделю, 34 часа
- 7 класс – 2 часа в неделю, 68 часов
- 8 класс – 2 часа в неделю, 68 часов
- 9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов
Целью биологического образования в
основной школе является обеспечить выпускникам высокую биологическую,
экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и
решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу
можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических
законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности
учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Цели биологического образования в
основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,
личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания
предметных программ.
Задачами реализации программы
учебного предмета являются:
- освоение межпредметных
понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение
данного и других учебных предметов на уровне среднего общего образования,
создание условий для достижения личностных результатов основного общего
образования;
- формирование системы научных
знаний о живой природе, закономерностях еѐ развития исторически быстром
сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности
человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине
мира;
- формирование первоначальных
систематизированных представлений о биологических объектах, процессах,
явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной
организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования
методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов
для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга
в окружающей среде;
- формирование основ
экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности
человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о
значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального
природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения
экологического качества окружающей среды; освоение приёмов оказания первой
помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Программы обеспечивают достижение
выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты обучения в основной школе
включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и
строить жизненные планы.
Основные личностные результаты
обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской
идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за
свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение
гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных
принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий;
4) сформированность познавательных
интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных
умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных
представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных
проблем человечества;
б) формирование уважительного
отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового
и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ
экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе
состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных
действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной
практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к
проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты
обучения биологии:
1) умение самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) овладение составляющими исследовательской
и проектной деятельности, включая: умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) умение работать с разными
источниками биологической информации; находить биологическую информацию в
различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4) умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5) умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
б) владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
7) способность выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих;
8) умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
9) умение осознанно использовать
речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные
точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10) умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
11) формирование и развитие
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты обучения в основной школе включают
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические
для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах
отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приёмами.
Основные предметные результаты
обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о
живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной
картины мира;
2) формирование
первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях,
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
З) приобретение опыта использования
методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов
для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли
естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного
процесса эволюции научного знания, значимости международного научного
сотрудничества;
5) формирование основ экологической
грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения
биоразнообразия и природных местообитаний;
б) объяснение роли биологии в
практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства
общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической
науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о
значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем,
необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.