Литература 10-11 классы
Литература 10-11 класс
Программы
разработаны на основе федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования по литературе, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего образования,Программы основного общего
образования,авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.:
Просвещение, 2016) к учебникам «Литература. 10 класс» в 2-х частях, В.И.
Коровина, Н.Л. Вершининой, Л.А Капитановой и др. (М.: Просвещение,
2019).Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под
ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2018., «Литература. 11 класс» в 2-х
частях, В.И. Коровина, Н.Л. Вершининой, Л.А Капитановой и др. (М.: Просвещение,
2019).Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под
ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2018.
Учебно-методический
комплекс(УМК)
1. Литература
10 класс (2 части) : В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин
– М. : Просвещение, 2020 .
2. Литература
11 класс (2 части) : В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин
– М. : Просвещение, 2021 .
Учебный план
(количество часов)
10 класс-3часа
в неделю,102 часа
11класс-3
часа в неделю,102 часа
Цели:
· воспитание
духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,
способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование
гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
· развитие
представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи
учащихся;
· освоение
текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование
общего представления об историко-литературном процессе;
-совершенствование
умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного
целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернета.
ЗАДАЧИ:
· сформировать
представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в
культуре страны и народа;
-осознать
своеобразие и богатство литературы как искусства;
· освоить
теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведений;
· овладеть
знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке
художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
· воспитать
культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
· использовать
изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования
собственной устной и письменной речи.
·
Программы обеспечивают достижение
выпускниками школы определенных личностных,метапредметных и предметных
результатов
· Личностными результатами
изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
· – чувство
прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
· – любовь
и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
· – устойчивый
познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении.
· – осознание
и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового
культурного наследия;
· – ориентация
в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
· – эмоционально
положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие
других народов России и мира, межэтническая толерантность;
· – потребность
в самовыражении через слово;
· – устойчивый
познавательный интерес, потребность в чтении.
· Средством
достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним,
проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
· Метапредметными результатами
изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
· Регулятивные
УУД:
· – самостоятельно
формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию,
включая постановку новых целей;
· – самостоятельно
анализировать условия и пути достижения цели;
· – самостоятельно
составлять план решения учебной проблемы;
· – работать
по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность;
· – в
диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
· Средством
формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
· Познавательные
УУД:
· – самостоятельно
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
· – пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
· – извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
· – перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,
схему);
· – излагать
содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
· – пользоваться
словарями, справочниками;
· – осуществлять
анализ и синтез;
· – строить
рассуждения.
· Средством
развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат;
технология продуктивного чтения.
· Коммуникативные
УУД:
· – учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· – уметь
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать е. и
· координировать
е. с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
· – уметь
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
· – уметь
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
· – уметь
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
· – оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
· – создавать
тексты различного типа, стиля, жанра;
· – адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога
и диалога;
· – высказывать
и обосновывать свою точку зрения;
· – задавать
вопросы.
· Предметными результатами
изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
· -
владеть техникой грамотного, осмысленного и выразительного чтения;
· -
воспринимать художественное произведение как сюжетно- композиционное единство в
его причинно- следственных связях с эпохой создания и бытования;
· -
видеть в произведении автора и его отношение к героям, событиям, к читателю;
· -
вступать в диалог с автором;
· -
определять жанрово- родовую природу произведения как воплощение историко-
культурного развития искусства слова;
· -
видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей
произведения;
· -
выделять эстетическую, социально- историческую и нравственно- философскую
проблематику произведения;
· -
самостоятельно анализировать литературно- художественные произведения,
критическую литературу соответственно уровню подготовки;
· -
давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
· -
давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее ( интерпретация
произведения в контексте художественной культуры и традиции)
· -
использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке
художественного произведения;
· -
понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить
его с литературными направлениями, соотносить историко- литературный процесс с
общественной жизнью и культурой;
· -грамотно
строить развернутые аргументированные высказывания различных жанров, владеть
всеми видами пересказов;
· -
выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных
жанров;
· -
работать со справочным аппаратом учебника, различными источниками информации;
· -
выполнять элементарные исследовательские работы.
·
· Учащиеся
научатся:
· –
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
· –
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
· 1)
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
· 2)
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/или развития их характеров;
· 3)
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных
частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
· –
4) выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
· –
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
· –
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.