Математика 10-11 классы
Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия
10-11 класс
Программа разработана на основе
примерной основной образовательной программы среднего общего образования
по математике для 10 - 11 классов, в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (приказ Министерства образования РФ от
17.05.2012 № 413 в редакции от 31.12.2015 № 1578)
на основе авторской рабочей программы С.М. Никольского, М.К.
Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина. Алгебра и начала математического
анализа 10-11 классы, опубликованной в сборнике рабочих программ. 10
– 11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций: базовый и
углублённый уровни/ сост.Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,
2016; авторской программы Атанасяна
Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др. Геометрия.10-11 классы,
опубликованной в сборнике рабочих программ. 10 – 11 классы: пособие для
учителей общеобразовательных организаций: базовый и углубл. уровни/ сост. Т.А.
Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2016
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС (УМК):
· С.М. Никольский, М. К.
Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. «Математика: алгебра и начала математического
анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа 10 класс»
(базовый и углублённый уровни) − М.:Просвещение, 2014- 2020
· С.М. Никольский, М. К.
Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. «Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа 11
класс» − М.:Просвещение, 2014- 2020
· Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.,
Кадомцев С.Б и др. «Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия. Геометрия. 10-11 классы» (базовый и
углублённый уровни).- М.: Просвещение, 2014-2020
· Потапов М.К., Шевкин
А.В. Алгебра и начала математического анализа: Дидактические материалы.
10 класс (базовый и профильный уровни). – М.: Просвещение, 2017 г.
· Зив Б.Г., Мейлер В.М.,
Баханкский А.Г. Геометрия. Дидактические материалы.10-11класс. – М.:
Просвещение, 2017 г.
· Саакян Б.Г. и др. Изучение
геометрии в 10-11классах. Метод. рекомендации к учебнику. Книга для учителя. –
М.: Просвещение, 2010 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов)
· 10 класс – всего 204
часа: алгебра и начала математического анализа – 136
часов, 4 часа в неделю; геометрия – 68 часов, 2 часа
в неделю;
· 11 класс – всего 204
часа: алгебра и начала математического анализа – 136
часов, 4 часа в неделю; геометрия – 68 часов, 2 часа
в неделю.
ЦЕЛИ
Изучение курса математики на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
· овладение
системой математических понятий, законов и методов, изучаемых в пределах
основной образовательной программы среднего общего образования, установление
логической связи между ними;
· осознание
и объяснение роли математики в описании и исследовании процессов и
· явлений;
представление о математическом моделировании и его возможностях;
· овладение
математической терминологией и символикой, начальными понятиями логики и
принципами математического доказательства; самостоятельного проведения
доказательных рассуждений в ходе решения задач;
· выполнение
точных и приближенных вычисление и преобразований выражений; решение уравнений
и неравенств; решение текстовых задач; исследование функций, построение их
графиков; оценка вероятности наступления событий в простейших ситуациях;
· изображение
плоских и пространственных геометрических фигур, их комбинаций; чтение
геометрических чертежей; описание и обоснование свойств фигур и отношений между
ними;
· способность
применять приобретенные знания и умения для решения задач, в том числе задач
практического характера и задач из смежных учебных предметов.
На углубленном уровне к перечисленным выше добавляются:
- становление мотивации к последующему изучению
математики, естественных и технических дисциплин в учреждениях системы среднего
и высшего профессионального образования и для самообразования;
- понимание и умение объяснить причины введения
абстракций при построении математических теорий;
- осознание и выявление структуры доказательных
рассуждений, логически обоснования доказательств; осмысление проблемы
соответствия дедуктивных выводов отвлеченных теорий и реальной жизни;
- овладение основными понятиями, идеями и
методами математического анализа, теории вероятностей и статистики; способность
применять полученные знания для описания и анализа проблем из реальной жизни;
- 0готовность к решению широкого класса задач из
различных разделов математики и смежных учебных предметов, к поисковой и
творческой деятельности, в том числе при решении нестандартных задач;
- овладение навыками использования компьютерных
программ при решении математических задач, в том числе для поиска пути решения
и иллюстрации хода рассуждения.
ЗАДАЧИ:
Задачами реализации учебного предмета «Математика» на уровне среднего
общего образования являются:
- систематизировать
сведения о числах; изучить новые виды числовых выражений и формул;
- совершенствовать
практические навыки и вычислительную культуру, расширить и совершенствовать
алгебраический аппарат, сформированный в основной школе и его применение к
решению математических и нематематических задач;
- расширить
и систематизировать общие сведения о функциях, пополнение класса изучаемых
функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных
зависимостей;
- изучить свойства
пространственных тел, формировать умения применять полученные знания для
решения практических задач;
- развивать
представления о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире,
совершенствовать интеллектуальные и речевые умения путем обогащения
математического языка, развития логического мышления;
- познакомиться
с основными идеями и методами математического анализа.
Рабочая программа по математике
обеспечивает достижение выпускниками старшей
школы определённых личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки;
- критичность мышления, умение
распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
- готовность и способность к
образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей
профессии и возможность реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общественных проблем.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУДЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цели,
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
- оценивать возможные последствия
достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной
цели;
- выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный
результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
- искать и находить обобщенные
способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный
поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и
интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
- использовать различные
модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного
предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия;
- выстраивать
индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные
позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять деловую
коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
- при осуществлении групповой
работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор
идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять
работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно
излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных)
языковых средств;
- распознавать конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛБТАТЫ
- сформированность
представлений о математике как части мировой культуры и о месте
математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом
языке явлений реального мира;
- сформированность
представлений о математических понятиях как о важнейших математических
моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание
возможности аксиоматического построения математических теорий;
- сформированность понятийного
аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул
и умения их применять; умения доказывать теоремы;
- владение методами доказательств
и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения
в ходе решения задач;
- владение стандартными приёмами
решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических
уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ,
в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и
неравенств;
- сформированность представлений
об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
- сформированность представлений о
процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических
закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории
вероятностей;
- сформированность умений находить
и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях
и основные характеристики случайных величин;
- сформированность умений
моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели,
интерпретировать полученный результат;
- сформированность представлений
об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением
характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания
и анализа реальных зависимостей;
- владение умениями составления
вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления
событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем
теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению;
- владение геометрической
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- владение основными понятиями о
плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах;
- сформированность умения
распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические
фигуры, геометрические тела;
- применение изученных свойств
геометрических тел и формул для решения геометрических задач и задач с
практическим содержанием;
- сформированность
представлений о необходимости доказательств при обосновании
математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных
рассуждений.