Русский язык 5-9 классы
Русский язык 5-9 классы
Программы разработаны на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего образования, Программы основного
общего образования . Русский язык 5-9 классы /Л.М. Рыбченкова, О.М.
Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). М.:
Просвещение, 2011 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)
Русский язык 5 класс (2 части) : Л.М.
Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская – М. : Просвещение,
2014 .
Русский язык 6 класс (2 части) :
Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская – М. :
Просвещение, 2014 .
Русский язык 7 класс : Л.М.
Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская – М. : Просвещение,
2014 .
Русский язык 8 класс : Л.М.
Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская – М. : Просвещение,
2014
Русский язык 9 класс : Л.М.
Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская –
М. : Просвещение, 2014
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(количество часов)
5
класс - 5 часов в неделю; 170 часов
6
класс - 5 часов в неделю; 170 часов
7 класс
- 4 часа в неделю; 136 часов
8
класс - 3 часа в неделю; 102 часа
9
класс – 4 часа в неделю; 136 часов
ЦЕЛИ:
· воспитание
духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою
родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего
традиции и культуры других народов;
· воспитание
уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства
общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,
средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание
эстетической ценности родного языка;
· овладение
русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным
компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
· овладение
навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими
общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой
самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных
типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную
переработку текста и Т.Д.);
· освоение
знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного
языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой
устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования
языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного
и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи
грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные
знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
ЗАДАЧИ:
- совершенствование различных видов устной и
письменной речевой деятельности(говорения и аудирования, чтения и письма,
общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-умение различать монологическую, диалогическую и поли
логическую речь, участие в диалоге и поли логе;
-развитие навыков чтения на русском языке (изучающего,
ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного
материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия,
оценивать средства аргументации и выразительности;
-овладение различными видами аудирования (с полным
пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
-понимание, интерпретация и комментирование текстов
различных функционально смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление
информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной
форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы,
смысловой цельности, последовательности изложения;
-умение оценивать письменные и устные речевые
высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их.
Программы
обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных,
метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ:
- понимание
русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
- осознание
эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный
объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение
всеми видами речевой деятельности:
- адекватное
понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение
разными видами чтения;
- адекватное
восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;умение
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей
и использованных языковых средств;умение воспроизводить прослушанный или
прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- соблюдение
в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
- применение
приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам,
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
Предметные результаты:
-представление об основных функциях понимание места
родного языка в системе
гуманитарных наук
и его роли в образовании в целом;
- усвоение
основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
- освоение
базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
- овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными
нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их
в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание
и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение
различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,
лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры; понимание коммуникативно-эстетических возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
- осознание
эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.