Русский язык 10-11 классы
Русский язык 10-11 классы
Программы разработаны на
основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего образования примерных
программ основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому
языку ;
Учебный план(количество
часов)
· 10
класс-1 час в неделю,34 часа
· 11класс-1
часа в неделю,34 часа
ЦЕЛИ:
· —формировать представление о
языке как духовной сокровищнице народа, его нравственной, культурной ценности,
воспитывать гражданина и патриота, овладевать культурой межнационального
общения;
· —осознавать роль языка как
средства личностного становления и развития, приобщения к культурным ценностям,
осознавать эстетическую ценность слова, развивать эстетический вкус, умение
проникать в смысловое поле слова и текста в целом, совершенствовать
на этой основе искусство понимания текста;
· —развивать читательскую
культуру, использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста; совершенствовать информационные умения и
навыки;
· —развивать умение создавать
тексты, устные и письменные, различных типов и жанров, с заданной
функционально-стилевой установкой, с учётом речевой ситуации;
· —овладевать опытом речевого
поведения в официальных и неофициальных ситуациях, ситуациях
межкультурного общения; коммуникативно целесообразно использовать язык
в разных сферах и средах общения, развивать способность к речевому
взаимодействию и социальной адаптации, навыки самоорганизации и саморазвития;
· —углублять знания о языке как
многофункциональной развивающейся системе, о норме, её функциях,
функционально-стилистической системе русского языка, оценивать явления и
факты речевой культуры с точки зрения норм литературного языка, формировать
функциональную грамотность как основу взаимодействия в социуме; —воспитывать
потребность постоянно совершенствовать свою речевую культуру, обогащать свой
язык.
· —углубить знания о
лингвистике как науке, о русском языке как объекте научного исследования,
анализировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций, в
необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям;
· —проводить комплексный
лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью, стилистический анализ
текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка, редактировать
тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
· —оценивать языковые явления и
факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения,
разграничивать варианты норм и речевые нарушения, анализировать коммуникативные
качества и эффективность речи, понимать причины коммуникативных неудач,
предупреждать и преодолевать их, осуществлять речевой самоконтроль, самооценку
и самокоррекцию, совершенствовать собственные коммуникативные способности.
ЗАДАЧИ:
· -формировать различные типы компетенции на
материале одного блока модулей;
- наращивать компетенции за счёт «спирального» принципа изучения языка и
обучения речи, что имеет свои преимущества по сравнению с линейным принципом;
-осуществить переход к индивидуально ориентированной организации учебного
процесса.
Программы обеспечивают достижение выпускниками школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
· - Осознание русского языка
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование
гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и
созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность
к состоянию речевой культуры общества в целом.
· - Cформированность российской
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу - создателю
культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
· -Сформированность языковой
личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей
значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к
самостоятельной, творческой деятельности.
· - Сформированность толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения.
· - Приобретение
коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками,
детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
· - Сформированность
духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых
текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и
поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
· - Сформированность
потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание
необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
· -Осознание эстетической
ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и
эстетики филологии.
· - Сформированность
экологического мышления, бережного отношения к слову.
· - Сформированность
духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности,
привитие традиционных семейных ценностей.
· -Способность делать
осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного
содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
· Регулятивные универсальные
учебные действия:
· самостоятельно определять цели,
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
· оценивать возможные последствия
достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
· ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
· оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной
цели;
· выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
· организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
· сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью.
2.
Познавательные универсальные учебные действия:
· искать и находить обобщенные
способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный
поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
· критически оценивать и
интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
· использовать различные
модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
· находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
· выходить за рамки учебного предмета
и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
· выстраивать индивидуальную
образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
· менять и удерживать разные позиции
в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные
действия:
· осуществлять деловую коммуникацию
как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной
организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
· при осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
· координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
· развернуто, логично и точно
излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных)
языковых средств;
· распознавать конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
· воспринимать лингвистику как часть
общечеловеческого гуманитарного знания;
· рассматривать язык в качестве
многофункциональной развивающейся системы;
· распознавать уровни и единицы языка
в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
· анализировать языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления при оценке собственной и чужой речи;
· комментировать авторские
высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности
русского языка);
· отмечать отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
· использовать синонимические ресурсы
русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности
речи;
· иметь представление об историческом
развитии русского языка и истории русского языкознания;
· выражать согласие или несогласие с
мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
· дифференцировать главную и
второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном
тексте;
· проводить самостоятельный поиск
текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную
информацию;
· оценивать стилистические ресурсы
языка;
· сохранять стилевое единство при
создании текста заданного функционального стиля;
· владеть умениями информационно
перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
· создавать отзывы и рецензии на
предложенный текст;
· соблюдать культуру чтения,
говорения, аудирования и письма;
· соблюдать культуру научного и
делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
· соблюдать нормы речевого поведения
в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах
общения;
· осуществлять речевой самоконтроль;
· совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного
языка;
· использовать основные нормативные
словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых
языковых средств;
· оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной
литературы).
· проводить комплексный анализ
языковых единиц в тексте;
· выделять и описывать социальные
функции русского языка;
· проводить лингвистические
эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его
результаты в практической речевой деятельности;
· анализировать языковые явления и
факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
· характеризовать роль форм русского
языка в становлении и развитии русского языка;
· проводить анализ прочитанных и
прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии,
резюме;
· проводить комплексный
лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и
жанровой принадлежностью;
· критически оценивать устный
монологический текст и устный диалогический текст;
· выступать перед аудиторией с
текстами различной жанровой принадлежности;
· осуществлять речевой самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию;
· использовать языковые средства с
учетом вариативности современного русского языка;
· проводить анализ коммуникативных
качеств и эффективности речи;
· редактировать устные и письменные
тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
· определять пути совершенствования
собственных коммуникативных способностей и культуры речи.