Физика 10-11 классы

Физика 10-11 классы

Программа составлена на основе  авторской программы А.В. Шаталиной «Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций, Просвещение, 2017г., в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

· 10 класс: Физика: учебник для 10 класса / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, М.: «Просвещение», 2014 г.

· 11 класс: Физика: учебник для 11 класса / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, М.: «Просвещение», 2014 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

· 10 класс – 2 часа в неделю, 68 часов

· 11 класс - 2 часов в неделю, 68 часов.

ЦЕЛИ:

· формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека: умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

· формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

· приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания: ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

· овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

ЗАДАЧИ:

Общеобразовательные:

· Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира;

· Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ.

Развивающие:

· Развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

Воспитательные:

· Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации.

Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

· - умение управлять своей познавательной деятельностью;

· - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

· - умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной  и других видах деятельности;

· - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству

· - чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;

· - положительное отношение к труду, целеустремленность;

· - экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природоиспользование.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД:

Обучающийся сможет:

· - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

· - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

· - сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

· - определять несколько путей достижения поставленной цели;

· - задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

· - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

· - оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные УУД:

Обучающийся сможет:

· - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

· - распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

· - использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

· - осуществлять развернутый информационный поиск и ставить не его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

· - искать и находить обобщенные способы решения задачи;

· - приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;

· - анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

· - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

· - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные отношения;

· - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся сможет:

· - осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

· - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);

· - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использование адекватных (устных и письменных) языковых средств;

· - распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

· - согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

· - представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

· - подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

· - воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

· - точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

10 класс

Кинематика

Обучаемый научится

· - давать определения понятиям: механическое движение,  материальная точка,  тело отсчета, система координат,  равномерное прямолинейное движение, равноускоренное и равнозамедленное движение, равнопеременное движение,  периодическое (вращательное) движение;

· - использовать для описания механического движения кинематические величины: радиус-вектор, перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и относительная скорость, мгновенное и центростремительное ускорение, период, частота;

· - называть основные понятия кинематики;

· - воспроизводить опыты Галилея для изучения свободного падения тел, описывать эксперименты по измерению ускорения свободного падения;

· - делать выводы об особенностях свободного падения тел в вакууме и  в воздухе;

· - применять полученные знания в решении задач

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, движение;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели (материальная точка, математический маятник), используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Динамика

Обучаемый научится

· - давать определения понятиям: инерциальная и неинерциальная система отсчёта, инертность,

· сила тяжести, сила упругости, сила нормальной реакции опоры, сила натяжения. Вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения;

· - формулировать законы Ньютона, принцип суперпозиции сил, закон всемирного тяготения, закон Гука;

· - описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, опыт по сохранению состояния покоя (опыт, подтверждающий закон инерции), эксперимент по измерению трения скольжения;

· - делать выводы о механизме возникновения силы упругости с помощью механической модели кристалла;

· - прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов при длительных космических полетах;

· - применять полученные знания для решения задач

Обучаемый получит возможность научиться

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, движение;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Законы сохранения в механике

Обучаемый научится

· - давать определения понятиям: замкнутая система; реактивное движение; устойчивое, неустойчивое, безразличное равновесия; потенциальные силы, абсолютно упругий и абсолютно неупругий удар; физическим величинам: механическая работа, мощность, энергия, потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия;

· - формулировать законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их применимости;

· - делать выводы и умозаключения о преимуществах использования энергетического подхода при решении ряда задач динамики

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

·  - объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Статика

Обучаемый научится

· - давать определения понятиям: равновесие материальной точки, равновесие твердого тела, момент силы;

· - формулировать условия равновесия;

· - применять полученные знания для объяснения явлений,  наблюдаемых в природе и в быту

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты

Молекулярно-кинетическая теория

Обучаемый научится

· - давать определения понятиям: микроскопические и макроскопические параметры; стационарное равновесное состояние газа. Температура газа, абсолютный ноль температуры, изопроцесс; изотермический, изобарный и изохорный процессы;

· - воспроизводить  основное уравнение молекулярно-кинетической теории, закон Дальтона, уравнение Клапейрона-Менделеева, закон Гей-Люссака, закон Шарля.

· - формулировать условия идеального газа, описывать явления ионизации;

· - использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров;

· - описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие устанавливать для газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и температурой;

· - объяснять газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории.

· - применять полученные знания для объяснения явлений,  наблюдаемых в природе и в быту

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки

Основы термодинамики

Обучаемый научится

· - давать определения понятиям: теплообмен, теплоизолированная система, тепловой двигатель,  замкнутый цикл, необратимый процесс, физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, коэффициент полезного действия теплового двигателя, молекула, атом, «реальный газ», насыщенный пар;

· - понимать смысл величин: относительная влажность, парциальное давление;

· - называть основные положения и основную физическую модель молекулярно-кинетической теории строения вещества;

· - классифицировать агрегатные состояния вещества;

· - характеризовать изменение структуры агрегатных состояний вещества при фазовых переходах

· - формулировать первый и второй законы термодинамики;

· - объяснять особенность температуры как параметра состояния системы;

· - описывать опыты,  иллюстрирующие изменение внутренней энергии при совершении работы;

· - делать выводы о том, что явление диффузии является необратимым процессом;

· - применять приобретенные знания по теории тепловых двигателей для рационального природопользования и охраны окружающей среды

Обучаемый получит возможность научиться

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств

Электростатика

Обучаемый научится

· - давать определения понятиям: точечный заряд, электризация тел;

· электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электрического поля, свободные и связанные заряды, поляризация диэлектрика; физических величин: электрический заряд, напряженность электрического поля, относительная диэлектрическая проницаемость среды;

· - формулировать закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, границы их применимости;

· - описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;

· - применять полученные знания для безопасного использования бытовых приборов и технических устройств

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей

Законы постоянного электрического тока

Обучаемый научится

·  - давать определения понятиям: электрический ток, постоянный электрический ток, источник тока, сторонние силы, сверхпроводимость, дырка, последовательное и параллельное соединение проводников;  физическим величинам: сила тока, ЭДС, сопротивление проводника, мощность электрического тока;

·  - объяснять условия существования электрического тока;

·  - описывать демонстрационный опыт на последовательное и параллельное соединение проводников, тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника к потребителю; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра и вольтметра;

·  - использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля-Ленца для расчета электрических

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·        - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств

11 класс

Основы электродинамики (продолжение)

Магнитное поле

Обучаемый научится

·  - давать определения понятий: магнитное поле, индукция магнитного поля, вихревое поле, Сила Ампера, сила Лоренца, ферромагнетик, домен, температура Кюри;

·  - давать определение единица индукции магнитного поля;

·  - перечислять основные свойства магнитного поля;

·  - изображать магнитные линии постоянного магнита, прямого проводника с током, катушки с током;

·  - наблюдать взаимодействие катушки с током и магнита, магнитной стрелки и проводника с током, действия магнитного поля на движущуюся заряженную частицу;

·  - формулировать закон Ампера, границы его применимости;

·  - определять направление линий магнитной индукции магнитного поля с помощью правила буравчика, направление векторов силы Ампера и силы Лоренца с помощью правила левой руки;

·  - применять закон Ампера и формулу для вычисления силы Лоренца при решении задач;

·  - перечислять типы веществ по магнитным свойствам, называть свойства диа-, пара- и ферромагнетиков;

·  - измерять силу взаимодействия катушки с током и магнита.

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Электромагнитная индукция

Обучаемый научится

· - давать определения понятий: явление электромагнитной индукции, магнитный поток, ЭДС индукции , индуктивность, самоиндукция, ЭДС самоиндукции;

· - распознавать, воспроизводить, наблюдать явление электромагнитной индукции, показывать причинно-следственные связи при наблюдении явления; наблюдать и анализировать эксперименты, демонстрирующие правило Ленца;

· - формулировать правило Ленца, закон электромагнитной индукции, границы его применимости;

· - исследовать явление электромагнитной индукции;

· - перечислять условия, при которых возникает индукционный ток в  замкнутом контуре, катушке; определять роль железного сердечника в катушке; изображать графически внешнее и индукционное магнитные поля; определять направление индукционного тока конкретной ситуации;

· - объяснять возникновение вихревого электрического поля и электромагнитного поля;

· - описывать возникновение ЭДС индукции в движущихся проводниках;

· - работать в паре и группе при выполнении практических заданий, планировать эксперимент;

· - перечислять примеры использования явления электромагнитной индукции;

· - распознавать, воспроизводить, наблюдать явление самоиндукции, показывать причинно-следственные связи при наблюдении явления;

· - формулировать закон самоиндукции, границы его применимости;

· - проводить аналогию между самоиндукцией и инертностью;

· - определять зависимость индуктивности катушки от ее длины и площади витков;

· - находить в конкретной ситуации значения: магнитного потока, ЭДС индукции, ЭДС индукции в движущихся проводниках, ЭДС самоиндукции, индуктивность, энергию магнитного поля.

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.Хочу такой сайт

Колебания и волны

Механические колебания

Обучаемый научится

· - давать определения: колебания, колебательная система, механические колебания, гармонические колебания, свободные колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс, смещение, амплитуда, период, частота, собственная частота, фаза;

· - перечислять условия возникновения колебаний, приводить примеры колебательных систем;

· - описывать модели: пружинный маятник, математический маятник;

· - перечислять виды колебательного движения, их свойства;

· - распознавать, воспроизводить, наблюдать гармонические колебания, свободные, колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс;

· - перечислять способы получения свободных и вынужденных механических колебаний;

· - составлять уравнение механических колебаний, записывать его решение, определять по уравнению колебательного движения параметры колебания;

· - представлять зависимость смещения от времени при колебаниях математического и пружинного маятника графически, определять по графику характеристики: амплитуду, период и частоту;

· - находить в конкретных ситуациях значения периода математического и пружинного маятника, энергии маятника;

· - объяснять превращения энергии при колебаниях математического маятника и груза на пружине;

· - исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины;

· - исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы.

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

·         объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Электромагнитные колебания

Обучаемый научится

·  - давать определения понятиям: электромагнитные колебания, колебательный контур, свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания, переменный электрический ток, активное сопротивление, действующее значение силы тока, действующее значение напряжения, трансформатор, коэффициент трансформации;

·  - изображать схему колебательного контура и описывать схему его работы;

·  - распознавать, воспроизводить, наблюдать свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания, резонанс в цепи переменного тока;

·  - анализировать превращения энергии в колебательном контуре при электромагнитных колебаниях;

·  - представлять зависимость электрического заряда, силы тока и напряжения от времени при свободных электромагнитных колебаниях; определять по графику колебаний его характеристики: амплитуду, период и частоту;

·  - проводить аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями;

·  - записывать формулу Томсона; вычислять с помощью формулы Томсона период и частоту свободных электромагнитных колебаний; определять период, частоту, амплитуду колебаний в конкретных ситуациях;

·  - объяснять принцип получения переменного тока, устройство генератора переменного тока;

·  - называть особенности переменного электрического тока на участке цепи с резистором;

·  - записывать закон Ома для цепи переменного тока;

·  находить значения силы тока, напряжения, активного сопротивления цепи переменного тока, действующих значений силы тока и напряжения;

·  - называть условия возникновения резонанса в цепи переменного тока;

·  - описывать устройство, принцип действия  и применение трансформатора;

·  - вычислять коэффициент трансформации в конкретных ситуациях

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Механические волны

Обучаемый научится

·  - давать определения понятий: механическая волна, поперечная волна, продольная волна, скорость волны, длина волны, фаза волны, звуковая волна, громкость звука, высота тона, тембр, отражение, преломление, поглощение, интерференция механических волн, когерентные источники, стоячая волна, акустический резонанс, плоскополяризованная волна;

·  - перечислять свойства и характеристики механических волн;

·  - распознавать, воспроизводить, наблюдать механические волны, поперечные волны, продольные волны, отражение преломление, поглощение , интерференцию механических волн;

·  - называть характеристики волн: скорость, частота, длина волны, разность фаз волн;

·  - определять в конкретных ситуациях скорости, частоты, длины волн, разности фаз.

·  Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей.

Электромагнитные волны

Обучаемый научится

·  - давать определения понятий: электромагнитное поле, вихревое электрическое поле, электромагнитные волны, скорость волны, длина волны, фаза волны, отражение, преломление, поглощение, интерференция, дифракция, поперечность, поляризация электромагнитных волн, радиосвязь, радиолокация, амплитудная модуляция, детектирование;

·  - объяснять взаимосвязь переменных электрического и магнитного полей;

·  - рисовать схему распространения электромагнитной волны;

·  - перечислять свойства и характеристики электромагнитных волн;

·  - распознавать, наблюдать электромагнитные волны, излучение, прием, отражение, поглощение, интерференцию, дифракцию.  Поляризацию электромагнитных волн;

·  - находить в конкретных ситуациях значения характеристик волн: скорости, частоты, длины волны, разности фаз;

·  - объяснять принцип радиосвязи и телевидения.

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей.

Оптика

Световые волны.

Геометрическая и волновая оптика

Обучаемый научится

·  - давать определения понятий: свет, корпускулярно-волновой дуализм света, геометрическая оптика, световой луч, скорость света, отражение света, преломление света, полное отражение света, угол падения, угол отражения, угол преломления, относительный показатель преломления, абсолютный показатель преломления, линза, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы, дисперсия света, интерференция света, дифракционная решетка, поляризация света, естественный свет, плоскополяризованный свет;

·  - описывать методы измерения скорости света;

·  - перечислять свойства световых волн;

·  - распознавать, воспроизводить, наблюдать распространение световых волн, отражение, преломление, поглощение, дисперсию, интерференцию световых волн;

·  - формулировать принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света, границы их применимости;

·  - строить ход лучей в плоскопараллельной пластине, треугольной призме, тонкой линзе;

·  - строить изображение предмета в плоском зеркале, в тонкой линзе;

·  - перечислять виды линз, их основные характеристик – оптический центр, главная оптическая ось, фокус, оптическая сила;

·  - находить в конкретной ситуации значения угла падения, угла отражения, угла преломления, относительного показателя преломления, абсолютного показателя преломления, скорости света в среде, фокусного расстояния, оптической силы линзы, увеличения линзы, периода дифракционной решетки, положения интерференционных и дифракционных максимумов и минимумов;

·  - записывать формулу тонкой линзы, находить в конкретных ситуациях с ее помощью неизвестные величины;

·  - объяснять принцип коррекции зрения с помощью очков;

·  - экспериментально определять показатель преломления среды, фокусное расстояние собирающей линзы, длину световой волны с помощью дифракционной решетки;

·  - выделять основные положения корпускулярной и волновой теорий света

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

·   объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Излучения и спектры

Обучаемый научится

·  - давать определение понятий, тепловое излучение, электролюминесценция, катодолюминесценция, хемиолюминесценция, фотолюминесценция, сплошной спектр, линейчатый спектр, полосатый спектр, спектр поглощения, спектральный анализ;

·  - перечислять виды спектров;

·  - распознавать, наблюдать сплошной спектр, линейчатый спектр, полосатый спектр, спектр излучения и спектр поглощения;

·  - перечислять виды электромагнитных излучений, их источники, свойства, применение;

·  - сравнивать свойства электромагнитных волн разной частоты.

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей.

Основа специальной теории относительности

Обучаемый научится

·  - давать определения понятий: событие, постулат, инерциальная система отчета, время, длина тела, масса покоя, инвариант, энергия покоя;

·  - объяснять противоречия между классической механикой и электродинамикой Максвелла и причины появления СТО;

·  - формулировать постулаты СТО;

·  - формулировать выводы из постулатов СТО

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов

Квантовая физика

Световые кванты

Обучаемый научится

·  - давать определения понятий: фотоэффект, квант, ток насыщения, задерживающее напряжение, работа выхода, красная граница фотоэффекта;

·  - распознавать, наблюдать явление фотоэффекта;

·  - описывать опыты Столетова;

·  - формулировать гипотезу Планка о квантах, законы фотоэффекта;

·  - анализировать законы фотоэффекта;

·  - записывать и составлять в конкретных ситуациях уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и находить с его помощью неизвестные величины;

·  - приводить примеры использования фотоэффекта;

·  - объяснять суть корпускулярно волнового дуализма;

·  - описывать опыты Лебедева по измерению давления света и подтверждающих сложное строение атома;

·  - анализировать работу ученных по созданию модели строения атома, получению вынужденного излучения, применении лазеров в науке, медицине, промышленности, быту

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Атомная физика

Обучаемый научится

·  - давать определения понятий: атомное ядро, энергетический уровень, энергия ионизации, спонтанное и вынужденное излучение света;

·  - описывать опыты Резерфорда;

·  - описывать и сравнивать модели атома Томсона и Резерфорда;

·  - рассматривать, исследовать и описывать линейчатые спектры;

·  - формулировать квантовые постулаты Бора; объяснять линейчаты спектры атома водорода на основе квантовых постулатов Бора;

·  - рассчитывать в конкретной ситуации частоту и длину волны испускаемого фотона при переходе атома из одного стационарного состояния в другое

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Физика атомного ядра

Обучаемый научится

·  - давать определения понятий: массовое число, нуклоны, ядерные силы, дефект масс, энергия связи, удельная энергия связи атомных ядер, радиоактивность, период полураспада, искусственная радиоактивность, ядерные реакции, энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, реакторы-размножители, термоядерная реакция:

·  - сравнивать свойства протона и нейтрона;

·  - описывать протонно-нейтронную модель ядра;

·  - определять состав ядер различных элементов с помощью таблицы Менделеева; изображать и читать схемы атомов;

·  - вычислять дефект масс, энергию связи и удельную энергию связи конкретных атомных ядер; анализировать связь удельной энергии связи с устойчивостью ядер;

·  - перечислять виды радиоактивного распада атомных ядер;

·  - сравнивать свойства альфа-, бета- и гамма-излучений; записывать правила смещения при радиоактивных распадах; определять элементы, образующиеся в результате радиоактивных распадов;

·  - записывать, объяснять закон радиоактивного распада, указывать границы его применимости; определять в конкретных ситуациях число нераспавшихся ядер, число распавшихся ядер, период полураспада;

·  - перечислять и описывать методы наблюдения и регистрации элементарных частиц;

·  - записывать ядерные реакции, определять продукты ядерных реакций, рассчитывать энергический выход ядерных реакций;

·  - объяснять принципы устройства и работы ядерных реакторов;

·  - участвовать в обсуждении преимуществ и недостатков ядерной энергетики

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Элементарные частицы

Обучаемый научится

·  - давать определения понятий: аннигиляция, лептоны, адроны, кварк, глюон;

·  - перечислять основные свойства элементарных частиц;

·  - выделять группы элементарных частиц;

·  - перечислять законы сохранения, которые выполняются при превращениях частиц;

·  - описывать процессы аннигиляции частиц и античастиц и рождения электрон-позитронных пар;

·  - называть и сравнивать виды фундаментальных взаимодействий;

·  - описывать роль ускорителей элементарных частиц;

·  - называть основные виды ускорителей элементарных частиц

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

·  - самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

·  - характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

·  - решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

·  - объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Строение Вселенной

Обучаемый научится

· - давать определения понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор, полюс мира, ось мира, круг склонения, прямое восхождение, склонение, параллакс, парсек, астрономическая единица, перигелий, афелий, солнечное затмение, лунное затмение, планеты земной группы, планеты-гиганты, астероид, метеор, метеорит, фотосфера, светимость, протуберанец, пульсар, нейтронная звезда, протозвезда, сверхновая звезда, галактика, квазар, красное смещение, теория Большого взрыва, возраст Вселенной;

· - выделять особенности системы Земля-луна;

· - распознавать, моделировать лунные и солнечные затмения;

· - объяснять приливы и отливы;

· - описывать строение Солнечной системы, перечислять планеты и виды малых тел;

· - перечислять типичные группы звезд, основные физические характеристики звезд, описывать эволюцию звезд от рождения до смерти;

· - называть самые яркие звезды и созвездия;

· - перечислять виды галактик;

· - выделять Млечный путь среди других галактик, определять месть Солнечной системы в ней;

· - приводить краткое изложение теории Большого взрыва и теории расширяющейся Вселенной.

Обучаемый получит возможность научиться

·  - понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

·  - владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

·  - характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

·  - выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Наверх

13 сентября завтрак

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
274-объединены.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».